Аналитика / Вооружение

Ту-404 самый большой авиалайнер из когда-либо созданных

Поделиться:

Закройте глаза и представьте себе самый большой пассажирский самолет, какой только сможете. Аэробус А380, верно? Теперь утроите его размер, добавьте ливрею Аэрофлота, и вот оно: Туполев Ту-404, невероятно крупный российский проект начала 90-х. Давайте посмотрим поближе.

Многое можно сказать о конструкции гигантских авиалайнеров конца 80-х и начала 90-х годов. Они были основаны на тогдашней тенденции роста модели ступицы и спицы. Мысль заключалась в том, что будет много маленьких аэропортов и авиалайнеров, переправляющих людей в большие супер-аэропорты, соединенных между собой джамбо-джетами. Вы не можете увеличить количество самолетов, вылетающих из хаба одновременно, поэтому, чтобы увеличить поток пассажиров, вы должны увеличить вместимость самолетов. 

С одной стороны, это мышление проложило путь к предыдущему поколению широкофюзеляжных самолетов, таких как Boeing 777 и Airbus A340, а затем к B787 Dreamliner и A350, которые сами начали разрывать модель со ступицей и спицами. 

С другой стороны, возникла школа мысли, которая приветствовала проектирование и строительство новых больших двухэтажных самолетов будущего. Как мы слишком хорошо знаем, они ни к чему не привели, и единственное детище этой идеи — славный A380 — находится на последнем издыхании . Однако многие другие остаются в виде чертежей и блестящих моделей, представленных на авиасалонах, вызывающих восхищение, а затем забытых.

 

Экономика, Ту-404 и его семейство

Хотя большинство гражданских самолетов Туполева были ответвлениями от военных — Ту-114, Ту-124, а также Ту-104 и его модификации разрабатывались на базе различных стратегических бомбардировщиков — стремление конкурировать на западных рынках привело к необходимости проектирования авиалайнеров. с нуля. Так появился Ту-154, полууспешный конкурент Boeing 727. К началу 80-х ему уже требовалась замена, что привело к разработке Ту-204 — первого и единственного образца советского авиалайнера последнего поколения.

Одним из инженеров, работавших над Ту-204, был Юрий Васильевич Воробьев, ранее работавший над модернизацией сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М Backfire. Его последние штрихи к новому авиалайнеру совпали с окончанием перестройки и окончательным распадом Советского Союза, когда старая система рухнула, а контролируемые государством конструкторские бюро начали реорганизовываться в частные компании. 

К 1991 году – последним дням существования СССР – Воробьев был заместителем начальника туполевского управления гражданской авиации, поэтому на него легла задача продолжить модернизацию авиапарка страны в условиях полнейшей экономической неурядицы. Практически не имея на это средств, но все же стремясь сохранить за бюро позиции крупного авиастроителя, инженер повернул голову в сторону западных веяний.

Раньше советские дальнемагистральные авиалайнеры строил исключительно Ильюшин: Ил-62, Ил-86 и новый Ил-96 должны были составить конкуренцию Боингу 747. Но это были четырехмоторные чудовища давно минувших времен и на западе сияющий Boeing 777 только начал получать заказы. В ответ на это Ту-304 вступил в фазу проектирования: двухмоторный широкофюзеляжный авиалайнер с овальным поперечным сечением, новый самолет новой эпохи России. 

Но жители Запада не довольствовались массивными двухдвигательными двигателями, они планировали свои A380, Boeing NLA и Lockheed Martin VLST. Соединения между ступицами должны были стать толще, и окружность фюзеляжа должна была отражать это. Так родился Ту-404, самый крупный брат семейства «-04», окончательная судьба которого предвосхитила значение ныне печально известного кода ошибки.

Воробьев лично руководил проектом, добавив к этому свой опыт работы со стратегическими бомбардировщиками. Вскоре были нарисованы два эскиза. «Нормальная» конструкция представляла собой двухэтажный самолет длиной 86 метров и размахом крыла 77 метров, очень похожий на A380, но значительно тяжелее. Он должен был быть оснащен либо Rolls-Royce Trent, либо его отечественным конкурентом, специально разработанным (но так и не построенным) НК-44. Об этой версии известно очень мало, так как вторая — «летающее крыло» — считалась более перспективной.

По логике вещей, если вам нужно построить сверхширокий фюзеляж для размещения рядов и рядов пассажиров, почему бы не сделать его в форме крыла? Конструктивная схема с несущим фюзеляжем была полузабыта с 40-х годов, но в 80-х годах она получила небольшое возрождение, в том числе советский проект ЭКИП.

Самолет с этой функцией должен был оснащаться шестью турбовинтовыми двигателями по 12000 кгс каждый (предположительно, какой-то вариант Кузнецова НК-12), что делало его менее экономичным, чем реактивный вариант, но снижало цену и повышало доступность. Его пассажирский салон, составляющий треть 110-метрового размаха крыла, должен был быть разделен на шесть двухэтажных секций по 1214 мест в эконом-классе. Как именно это будет сделано, остается загадкой, поскольку единственные доступные чертежи содержат очень мало информации. 

Предположительно, полет в закрытой коробке с небольшим количеством окон на передней стене, с одними из самых шумных в мире турбовинтовыми двигателями над вами, битком набитыми во всеэкономичном отсеке, был бы не лучшим полетом. С другой стороны, можно найти информацию о том, что Ту-404 должен был иметь стильный интерьер, кинотеатр и другие удобства высокого класса для всех. При достойной шумоизоляции его можно было бы превратить во что-то сносное и даже приятное. Мы никогда не узнаем. 

 

Судьба русских «Летающих крыльев»

В русскоязычной части интернета можно найти несколько упоминаний о том, что Туполев обсуждал проект с несколькими потенциальными покупателями, но подробности скудны и очень похожи на слухи. Единственным материальным наследием Ту-404 пока является модель самолета, выставленная на нескольких выставках в период с 1993 по 1997 год.  

Трудно проследить наследие самолета, так как многие конструкции российских летающих крыльев 90-х годов сильно перемешаны. Другой, чуть меньший по размеру безымянный авиалайнер этой компоновки проектировался ОКБ Туполева в то же время либо как продолжение 404-го, либо как совершенно другой самолет. У этого было четыре турбовентиляторных двигателя между хвостовыми стабилизаторами, а его модели и чертежи часто ошибочно приписывали номеру «404».

Позже, в середине-конце 2000-х годов, появилось несколько описаний ПАК ДА — бомбардировщика-невидимки и транспортного самолета нового поколения. Он тоже был разработан Туполевым на основе какого-то более раннего проекта – может, Ту-404, а может, и нет. Самолет был окончательно представлен в 2017 году как ПАК ВТА Ил-106, сверхзвуковой сверхтяжелый транспортник со смешанным крылом и целым набором научно-фантастических особенностей, от которых у половины авиационных гиков пускались слюни, а у другой — закатывались глаза. Этот тоже ни к чему не привел, так как в 2020 году выяснилось, что ПАК ВТА является чем-то совершенно другим и явно менее впечатляющим 

Сам Воробьев провел последующие годы в качестве директора программ туполевских авиалайнеров средней дальности, продолжая работать над усовершенствованием Ту-204 до своей смерти в 2002 году.