Аналитика

Почему истребители потеряли скорость

Поделиться:

Истребители быстрые. Все это знают. Со временем новые и более совершенные истребители должны стать быстрее, верно? Не совсем. Давайте соберем некоторые данные и посмотрим на это.

Если мы возьмем график максимальной скорости самых известных (имеется в виду, самых производимых) реактивных самолетов с 40-х годов, можно выделить несколько заметных тенденций. Вы можете увидеть их в таблице ниже, где представлено большинство истребителей, выпущенных более 1000 единиц, а некоторые - немного меньше. Там представлена ​​самая многочисленная модификация (или пара из них) с указанием даты ввода самолета в эксплуатацию. 

Конечно, поначалу самолеты набирали скорость, преодолевая звуковой барьер. Барьер был сломан, и с этого момента все пошло не так, кульминацией которого стали самолеты, такие как F-4 и МиГ-25: машины, которые больше всего полагались на скорость. Но потом, где-то между 70-ми и 80-ми годами, она пошла на спад. Что случилось?

 

Истребители часто группируются в поколения: между первым и пятым (нынешним) они продвигались скачками, следуя технологическим скачкам, таким как разработки в области авионики, вооружения и двигателей. Реактивные самолеты первого поколения представляли собой в основном воздушные истребители времен Второй мировой войны с прикрепленными к ним реактивными двигателями; В последнем поколении используются сложные цифровые, информационные и стелс-технологии для анализа поля боя, работы в связке с другими системами и предотвращения обнаружения.

Скорость, по-своему, всего лишь еще один инструмент, с помощью которого можно вести бой. Будь то перехват противника или уход от неприятностей, он позволяет контролировать бой и диктовать условия на поле боя. 

Большое влияние подхода, применяемого различными поколениями истребителей на скорость, можно увидеть в неровной линии, сложившейся между концом 50-х и началом 70-х годов: реактивные самолеты более старого поколения, такие как J-6 или F-5E, появились вместе с их более продвинутые сверстники, оставляют там «вмятину».

Ситуация прояснится, если мы посмотрим на среднюю максимальную скорость каждого поколения. Третье поколение достигло пика; 4-й стал медленнее. Поворотный момент на самом деле не наступил между поколениями, он наступил в очень определенное время. В начале 80-х годов, когда на вооружении уже находились первые образцы самолетов 4-го поколения — F-14, F-15 и МиГ-31. Но даже с ними тенденция очень четкая.

 

Истребители 4 -го поколения не рассчитывали на свою скорость; маневренность, ситуационная осведомленность и современное вооружение стали более важными. 5-е поколение удвоило это, добавив скрытности. Это скомпрометировало традиционные летные характеристики, но пришлось пойти на жертву.

Однако необходимо сделать пару оговорок. Во-первых, многие ранние быстрые истребители 4-го поколения — в основном F-15 и МиГ-31 — все еще остаются в строю и дополняют более новые модели своей необузданной скоростью. Во-вторых, впечатление, что новые самолеты менее мощные, потому что они не могут развивать скорость до 3 Маха, не соответствует действительности: их двигатели в среднем ненамного слабее. Просто их планеры не оптимизированы для умопомрачительных скоростей, вместо этого выбирая ускорение и маневренность. 

Тяговооружённость — хороший способ проиллюстрировать это. Он получается путем деления мощности авиационных двигателей (в килограммах/секундах или фунтах/секундах) на его вес (килограммы или фунты) и показывает, сколько мышц приходится на массу самолета. Чем больше число, тем больше силы стоит за каждым килограммом, а если оно больше 1 — самолет может не только летать, но и разгоняться по вертикали.

Увеличение здесь, хотя и немного неровное, хорошо видно. Реактивные истребители 4 -го и 5-го поколений часто находятся выше линии отношения 1 - они на самом деле более мощные, чем более ранние и более быстрые самолеты. И даже те, которые не переходят черту, почти на ней. Их соотношения представлены при полных топливных баках и оптимальном вооружении, но к моменту прибытия самолета в пункт назначения сжигается много топлива, что значительно снижает вес. Имея всего 50% топлива, почти все истребители 4-го и 5-го поколений имеют тяговооруженность больше 1.

Так что, хотя истребители и потеряли скорость, они сделали это намеренно и не стали при этом слабее.