Аналитика / Видео

Первая девушка пилот истребитель морской авиации ВМС США судьба позывной ревлон

Поделиться:

Конец октября 1994 года авианосец «Авраам Линкольн» выходит из порта Сан-Диего в море. На нём проходит службу, наша героиня 29-ти лет, пилот ВМС США Кара Спирс Халтгрин.
Лейтенант Военно-морских сил, первая в истории ВМС США женщина, получившая квалификацию лётчика-истребителя.

Кому лень читать смотри видео

Немного предистории. В 1991 году Конгресс США допускает женщин-военнослужащих к участию в боевых действиях, однако в консервативных военно-морских силах эта политика начала реализовываться только в 1993 году. К этому времени Кара Халтгрин успела полетать на четырехместном самолете радиоэлектронной борьбы - EA-6B «Праулер». С июня 1993 года Кара приступает к освоению палубного перехватчика F-14 «Томкэт».
С второй попытки в июле 1994 года Кара получает авианосную квалификацию и допускается к полётам с авианосца, войдя в историю ВМС США как первый лётчик-истребитель женского пола.
Приписывается к 213-й истребительной эскадрилье «Чёрные львы», на борту авианосца Авраам Линкольн. Вместе с допуском на управление самолета пришла и слава.

После одного из интервью, в котором она была ярко накрашенной, коллеги меняют позывной «Hulk на «Revlon», это популярная до сих пор фирма-производитель косметики.
Три месяца идёт освоение Grumman F-14 Tomcat – двухместный истребитель-перехватчик с крылом изменяемой геометрии. Самый тяжелый из серийных самолетов авианосного базирования взлетной массой более 30 тонн! Первый истребитель четвертого поколения, поступивший на вооружение ВМС США в 1972 году. Максимальная скорость «Томкэта» превышает две скорости звука и крыло с изменяемой геометрией и репутация грозного истребителя. Хотя четвертая часть из 630 «Томкэтов» ВМС США разбились в авиационных авариях и катастрофах.

Наступает 25 октября лейтенант Халтгрин выполняет обычный учебный полёт. При заходе на посадку у F-14-го глохнет левый двигатель, самолет теряет скорость, переворачивается и падает в воду. ЦУП истошно даёт приказ на катапультирование. Оператор бортовой РЛС лейтенант Мэттью Клемиш благополучно покидает кабину, катапультирование Кары Халтгрин происходит чуть позднее, в тот момент, когда самолёт находится в перевёрнутом положении, и она погибает при ударе о воду.

ВМС США провели операцию стоимостью 100 тыс. долларов по подъёму Халтгрин и разбившегося самолёта с глубины примерно 1100 м. Тело лейтенанта Халтгрин, все еще пристегнутое ремнями к катапультному креслу, было поднято на поверхность 12 ноября, а самолёт — в декабре.
Лейтенант КАРА Халтгрин была похоронена с воинскими почестями на Арлингтонском национальном кладбище.

Официальная версия связывает катастрофу с техническими неисправностями на борту самолета, с лейтенанта Халтгрин полностью снимается вина.
Командующий ВМС США на Тихом океане, заявил, что отработка подобного сценария на авиасимуляторе (помпаж и остановка двигателя на посадочной глиссаде) показала, что 8 из 9 мужчин пилотов не смогли удержать F-14 в воздухе и потерпели катастрофу.
Однако существовала и иная версия, возлагавшая вину за катастрофу на Халтгрин. В марте 1995 года неизвестный источник в ВМС предоставил ведущим американским средствам массовой информации копии внутреннего расследования происшествия, не предназначавшегося для открытой публикации.
Эксперты сошлись во мнении, что причиной авиакатастрофы стала ошибка летчицы: осознав, что самолет заходит на посадку под неверным углом, Кара попыталась скорректировать направление полета. На скорости, близкой к скорости сваливания, подобный маневр уменьшает плотность воздушного потока, идущего через компрессор двигателя - происходит помпаж и остановка двигателя.
Инструкция пилота F-14 строго запрещает «рыскание» при посадке, Кара нарушила данное требование. Левый двигатель заглох, самолет окончательно потерял скорость и упал в воду.
Такой же помпаж двигателя произошел у русского самолета МИГ 29 , которое закончилось крушением на авиашоу. пилоту повезло он выжил.
Звучали предположения, что ВМС поспешили отправить в боевые подразделения женщин-пилотов с недостаточной подготовкой.
С гибелью Халтгрин также связан скандал вокруг другой женщины-пилота на борту «Авраама Линкольна», лейтенанта Кэри Лоренц.

В 1995 году Лоренц была отстранена от полётов, но та не растерялась, а обратилась в суд, обвинив руководство флота в дискриминации и сексизме. Военно-морские силы урегулировали дело во внесудебном порядке, заплатив Лоренц 150 тыс. долларов
В 1997 году она вновь вернулась к пилотированию, но только самолётов наземного базирования.
В 1998 году её мать Салли Спирс опубликовала книгу Call Sign Revlon: The Life and Death of Navy Fighter Pilot Kara Hultgreen.

"Позывной Revlon: Жизнь и смерть летчика-истребителя морской авиации Кары Халтгрин.

В наше время идёт второй виток освоения самолётов палубного и наземного базирования.
А как вы думаете, есть ли смысл сажать девчонок в кресло пилота боевого самолёта?