Инопресса / Вооружение

Программа истребителей-невидимок расширяет новые рынки для американских F-35 – следующей может стать Испания

Поделиться:

На фоне продолжающихся разоблачений относительно проблемного состояния совместной франко-германо-испанской программы истребителей шестого поколения Future Combat Air System (FCAS), ожидается, что все большее число европейских ВВС будет обращаться к Соединенным Штатам за поставками истребителей пятого поколения F-35. модернизировать свой флот в качестве альтернативы. Последней, как сообщается, интерес проявила Испания, где 50 F-35 могут быть приобретены для замены 25 F-18 Hornet ВВС Испании и 25 AV-8B+ Harrier II ВМС Испании. В то время как США, Китай и в ближайшем будущем Россия и Южная Корея будут иметь на вооружении несколько единиц местных истребителей пятого поколения, при этом Америка и Китай считаются лидерами в гонке за разработку шестого поколения .Ожидается, что европейские производители не пройдут мимо четвертого поколения до 2030 года, а возможно, и намного позже. В июне генеральный директор французской аэрокосмической компании Dassault Эрик Траппье подробно рассказал о состоянии программы FCAS. «[Цель] 2040 года уже пропущена, потому что мы уже застопорились, и обсуждение следующего этапа наверняка тоже будет долгим, — сказал он, — поэтому мы скорее стремимся к 2050-м годам». Это означало, что истребитель поступит на вооружение примерно на 25 лет позже американских и китайских истребителей шестого поколения и, вполне возможно, после того, как обе страны перейдут на седьмое поколение. Поскольку разрыв между все более отстающими производителями в Европе и США и Китаем, которые стали явными лидерами отрасли, продолжает расти, ожидается, что привлекательность покупки американских боевых самолетов для европейских государств будет продолжать расти.

Если Испания приобретет F-35 для своих ВВС, она станет последней европейской страной, сделавшей это, поскольку Бельгия, Швейцария, Польша, Финляндия, Чехия и Германия недавно сделали выбор в пользу этого самолета, несмотря на зачастую ожесточенные усилия европейских стран. программы истребителей для соревнований. Панъевропейский истребитель Eurofighter и французский Rafale постоянно  проигрывают  тендеры  по  всему континенту F-35 и имеют схожую цену, несмотря на то, что это самолеты четвертого поколения без стелс-возможностей. Убытки продолжаются, несмотря на то, что Франция, в частности, предлагает многомиллиардные инвестиционные сделки. И другие льготы, если его Rafale будет выбран вместо F-35, поскольку более современные американские самолеты не видят сопоставимых льгот, предлагаемых для его продажи. Последним признаком продолжающейся тенденции стало принятое в апреле Германией решение перейти к  закупке F-35,  несмотря на сильное внутреннее  давление  с целью переориентировать заказы на Eurofighter, который плохо показал себя на экспортных рынках.  Таким образом, европейские самолеты смогли конкурировать только на рынках третьего мира, где сочетание американского политического давления с целью не покупать китайскую или российскую продукцию и нежелание предлагать F-35 позволило Rafale и Eurofighter получить некоторую долю рынка там, где они иначе бы не смог.  

За исключением Португалии, Испания является самой бедной страной в Западной Европе по ВВП на душу населения, составляющему менее половины ВВП развитых стран, таких как Нидерланды, и менее трети ВВП Швейцарии. В то время как министерство обороны Испании отрицает интерес к F-35 из-за стоимости американского истребителя, давление в пользу покупки самолета может возрасти, поскольку становится все более очевидным, что в противном случае он останется без возможностей после четвертого поколения в 2030-х годах и потенциально намного длиннее. Испания время от времени сталкивалась с напряженностью в отношениях с соседним Алжиром, который во время холодной войны часто запускал перехватчики МиГ-25 вблизи своего воздушного пространства, которому ничто в испанском флоте не могло серьезно угрожать , и ожидаемое приобретение Алжиром истребителей пятого поколения. В ближайшем будущем может усилить потребность Испании в более продвинутых возможностях.