Мнения / Вооружение

Почему советские летчики называли его "перевозчиком пива" История Ту-22

Поделиться:

История военной авиации знает множество примеров самолетов, которые казались полным провалом. Но ничто не может превзойти историю первого советского сверхзвукового бомбардировщика - Ту-22. О проблемах и противоречиях этого бомбардировщика, который сам Туполев называл "своим самым неудачным творением", можно судить по множеству прозвищ, которые самолет получил за свою карьеру. Среди русских летчиков Ту-22 называли "колючкой", "людоедом", а также "самолетом-ошибкой" и "дефектопланом", но самым известным среди всех было название - "сверхзвуковой перевозчик пива".
Советско-российский концерн «Туполев» имеет долгую и устоявшуюся историю разработки и производства больших самолетов бомбардировщика для советско-российских ВВС. Ту-22 был разработан во второй половине 1950-х годов и запущен в эксплуатацию в начале 1960-х годов, чтобы обеспечить далеко идущие наступательные действия советских ВВС. На момент своего создания Ту-22 стал первым советским сверхзвуковым бомбардировщиком, находящимся на вооружении. Несмотря на впечатляющий внешний вид и сложную технологическую инфраструктуру, Ту-22 не оправдал ожиданий, поскольку его боевая служба была умеренной, а количество произведенных самолетов не превышало 311 единиц. 
Произведенный в сравнительно небольшом количестве, самолет разочаровал, поскольку ему не хватало ожидаемой межконтинентальной дальности полета. В дальнейшем Ту-22 использовались в качестве стартовых площадок для советских противотанковых ракет АС-4 и в качестве самолетов-разведчиков. Ту-22 были проданы другим странам, включая Ливию и Ирак. Ту-22 был одним из немногих советских бомбардировщиков, участвовавших в боевых действиях: ливийские Ту-22 под командованием Муаммара Каддафи использовались против Танзании и Чада , а Ирак под командованием Саддама Хусейна использовал свои Ту-22 во время ирано-иракской войны .
Дизайн Ту-22 имел очень элегантную форму, хотя и утилитарную до мозга костей, как и в предыдущих попытках советских самолетов времен холодной войны. Этот путь простоты обычно приводил к очень способным и надежным самолетам, и Ту-22 не был исключением. Фюзеляж имел очень трубчатую форму и правильную форму с очень хорошо заостренным носовым обтекателем, в котором размещался навигационный / атакующий радар. Кабина располагалась далеко за носовым обтекателем и была домом для трех членов экипажа, включая пилота, штурмана и офицера по вооружению. Пилот сидел впереди слева, а штурман справа внизу. Офицер по вооружению располагался сзади пилота. Хребт фюзеляжа сводил на нет любую полезную обзорность назад, а кабина с тяжелым каркасом в значительной степени ограничивала обзор вперед и сбоку. Крылья были хорошо стреловидны, низкорасположенный и приспособленный на миделе для требуемой остойчивости на сверхзвуковых скоростях. На поверхности каждого крыла отмечены полосы. Хвостовое оперение, самая уникальная часть конструкции Ту-22, заключалась в том, что на нем располагались гондолы сдвоенных турбореактивных двигателей, установленные в основании одинарного вертикального хвостового оперения. Это позволило увеличить внутренний объем крыльев и фюзеляжа для перевозки боеприпасов и топлива. Также отмечена пара стреловидных горизонтальных плоскостей. Ходовая часть состояла из обычного носового и основного шасси. Внутренний оружейный отсек позволял перевозить различные типы боеприпасов. В общем, Ту-22 был массовым самолетом во всех отношениях. Все три места экипажа имели катапультируемые кресла, стреляющие вниз. 


Силовая установка Ту-22 обеспечивалась парой турбореактивных двигателей серии РД-7М-2 Добрынина. Выходная мощность составляла 10999 кг тяги на сухом топливе и до 16499 кг тяги с форсажной камерой . Максимальная скорость составляла (1,42 Маха) при дальности полета 4828 км. Ту-22 мог летать на высоте до 12344 метров.  Максимальный взлетный вес составлял 91 807 кг.
Серия средних бомбардировщиков Ту-22 Блиндер больше не используется ни одной современной авиацией. Ливийские Ту-22 в конечном итоге были списаны, поскольку ливийским ВВС не хватало запчастей, необходимых для постоянного обслуживания их дорогих, технологически нагруженных самолетов. Ирак потерял часть своего парка Ту-22 в кровавой ирано-иракской войне 1980-х годов, в результате чего все они были в конечном итоге уничтожены или списаны в ходе предстоящей войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов. Украинские ВВС унаследовали свой парк Ту-22 от распавшегося Советского Союза, и в конечном итоге они были отправлены на пастбище, когда пришло их время. Советский Союз передал большую часть, если не весь, свой парк Ту-22 государствам-правопреемникам после распада Империи.
Родственным развитием Ту-22 и дальнейшим развитием его конструкции стал стратегический ударный, разведывательный и морской бомбардировщик Ту-22М «Бэкфайр» 1970-х годов. Эта производная модель имела «поворотное крыло» (крылья с изменяемой геометрией) и раздельные воздухозаборники, а также новые двигатели, спрятанные в фюзеляже. Несмотря на то, что Ту-22М связан с Ту-22 и во многом заимствован из его конфигурации, Ту-22М, по сути, представляет собой совершенно новую разработку самолета, и по сравнению с исходной серией Ту-22 он проделал большую боевую карьеру.