Мнения / Вооружение

Вертолет Яковлева ВВП-6

Поделиться:

В 1960-х годах у СССР была большая проблема, и когда я говорю "большая", я имею в виду большую, чем у любой другой страны в мире. Поскольку терроризм был настолько обширен, им требовался способ обеспечить безопасность своих границ - а учитывая, что в это время США постоянно проникали в их воздушное пространство с помощью самолетов-шпионов U-2, СССР нужно было остановить эти любопытные носы. 

Но проблема стационарных авиабаз или других традиционных решений, таких как ракетные базы класса "земля-воздух", заключалась в том, что они не могли быть везде и сразу. Увы, у Советского Союза не было достаточно большой вертолетной базы. 

Поэтому правительство обратилось к различным авиационным министерствам с просьбой найти решение. Так и появился проект ВВП-6. 

Проект ВВП-6, начатый бюро Яковлева, предполагал создание тяжелого многовинтового вертолета, предназначенного для перевозки специальных грузов. 

И нам нужно поговорить о том, насколько безумным был этот "летательный аппарат, который они придумали", если его вообще можно так назвать.

Его официальное название, как и все в СССР, было просто ВВП-6, и он имел очень простую вытянутую форму длиной 49 метров и шириной 6 метров. В носовой части находилась кабина пилота, управляемая либо двумя членами экипажа, либо компьютером в зависимости от роли самолета - например, для запуска ракет. Фюзеляж был квадратным по всей длине и обеспечивал гибкость в грузоподъемности. 

Это не был аэродинамический самолет, и он летал бы как кирпич, но вы можете быть уверены, что с шестью роторами расход топлива был наименьшей заботой для них. Хотя мы не знаем точно, мы можем предположить, что его грузоподъемность была в районе 45-50 тонн - в зависимости от предполагаемого груза, который на него помещался.

Для этого его приводили в движение 24 туброфановых двигателя, по 12 с каждой стороны и по четыре двигателя в каждом, которые, в свою очередь, приводили в действие шесть противовращателей. Проще говоря, они должны были вращаться в разные стороны, чтобы предотвратить толчок самолета в неправильном направлении и лететь прямо. Шесть лопастей роторов были намеренно короткими, чтобы не мешать грузу, хранящемуся на главном лотке, о чем я расскажу чуть позже. 

Дальность полета могла быть увеличена путем добавления дополнительных топливных баков на ложе "машины", а вертолет мог поворачивать в зависимости от индивидуальной скорости каждого ротора, что исключало необходимость в хвосте. Шасси можно было укладывать и убирать, когда оно не использовалось.

Преимущество этой конструкции заключалось в том, что vvp-6 мог нести и даже использовать существующие ракеты класса "земля-воздух", такие как V-750 или Guideline SA-2. Он мог собрать шесть ракет для транспортировки или в любой момент запустить их, даже находясь в воздухе. Хотя более точно, он мог бы затаиться в глухом лесу и следить за ничего не подозревающими западными самолетами-шпионами на расстоянии до 40 км или на высоте 30 км или менее 100 000 футов.

Различные системы для запуска, такие как радар, управление ракетой и перевооружение, хранились в передней кабине вертолета или были встроены в фюзеляж. По-видимому, в проекте говорилось, что он может хранить дополнительные ракеты, но случайный взгляд заставляет нас недоумевать, где они будут храниться. 

Но зачем на этом останавливаться? У инженеров-чудаков, придумавших эту концепцию, были еще более безумные планы на этот проект.

Самолет был рассчитан не только на перевозку ракет, но и на доставку войск в бой, пополнение запасов, перевозку грузов по регионам и даже в качестве базы для истребителей vtol. 

В оперативном плане vvp-6 будет действовать не сам по себе, а в команде, где несколько будут выполнять роль ракетных пусковых установок, другие - операторов управления, а некоторые будут оснащены большими радарами. Если бы было несколько истребителей VTOL, они использовались бы для защиты объектов, а также для постановки помех эскорту бомбардировщиков. 

Программа имела большой успех и обладала рядом огромных преимуществ. Во-первых, VVp-6 мог летать где угодно, что делало его абсолютно превосходным над наземными объектами. Легко представить, как быстро вертолет мог долететь до удаленной позиции и обогнать s-75 на обычных машинах, тралящих удаленный ландшафт. Несущий больше ракет вертолет и его мобильность в одночасье сделают нынешнюю технологию СЭМ непригодной для использования.

С отменой самолета Як-38 и очевидными недостатками использования его в качестве летающего объекта, программа не продвинулась дальше испытаний в аэродинамической трубе. 

Первоначальный проект гиперсети блестяще справился с оперативной задачей, но превратить его в реальность оказалось слишком сложной задачей, и он был признан безнадежным. Бойро не получил разрешения на дальнейшее развитие проекта и был запрятан глубоко в кремле до самого распада СССР.

Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия)