Мнения

Как Советский Союз строил дорогу к звездам

Поделиться:

Ракеты семейства Р-7 - это, пожалуй, самая известная и самая важная серия ракет в советской и даже человеческой истории. 

Инженеры этой ракеты вывели в космос первый спутник и человека и привели к созданию ракеты "Союз", которая на протяжении многих десятилетий была рабочей лошадкой советского, российского и даже международного космического сообщества. 

Сегодня мы поговорим о космических первопроходцах, инженерах, космонавтах, политике и предательстве. Сколько жизней было потеряно за эти годы и как "Союз" почти никогда не появился на свет.

Пристегните ремни для дикой поездки по истории и узнайте, как люди нашли путь к звездам.

Главное преимущество США перед СССР в 50-е годы - это средства доставки ядерного заряда. Москва была не так далеко от американских авиабаз, как Вашингтон или практически любой другой город США от советских.

Поэтому Советы начали разрабатывать новые баллистические ракеты, используя опыт захваченных немецких ракет V-1 и V-2 и документы.

Когда Никита Хрущев пришел к власти, он сделал приоритетом номер 1 разработку новых баллистических ракет, способных обеспечить конец света.

Р-1 была прямой копией V-2, а Р-2 была более крупной Р-1 с большей дальностью полета, но в начале 50-х годов Сергею Каралеву, отцу советской космической программы, было поручено разработать новую ракету, которая могла бы поставить чашу весов на место. 

Так началась разработка "Семерки" Р-7. 

Требования к этому проекту были следующие: дальность полета 8000 км и грузоподъемность 3 т. Советские ядерные боеголовки в то время были очень громоздкими и тяжелыми, и это очень важный факт, к которому мы перейдем через минуту. 

Сама ракета была уникальной по конструкции.
Двухступенчатое чудовище, оснащенное в общей сложности пятью двигателями.

Основным двигателем был РД-108, поддерживаемый 4 верньерными движителями, еще 4 бустера были установлены вокруг первой ступени и несли двигатели РД-107 и по 2 верньерных движителя, которые приводили в движение эту массивную ракету.

При запуске запускались все двигатели, и примерно через полторы минуты ускорители отделялись от ракеты, образуя легендарный крест Каралева.

Четыре ускорителя располагались под углом и крепились в двух точках к основному корпусу. Когда топливо было израсходовано и они были готовы отделиться, сначала нижняя точка крепления освобождалась, выталкивая РН вверх, и только потом верхняя точка крепления освобождалась и отталкивала РН от ракеты. 

И тогда... происходит космический балет. 

Удивительный визуальный эффект можно заметить даже с земли, когда ускорители продолжают падать и симметрично удаляться от ракеты.

Вернемся к ракете, а точнее к тому, что находится под капотом - двигателю.

Двигатели, приводившие ее в движение, были настоящим шедевром эпохи. Они работали на смеси жидкого кислорода и керосина, и инновацией здесь было управление топливной смесью, позволявшее двигателям расходовать кислород и керосин в одинаковых пропорциях между ускорителями и, таким образом, максимизировать мощность и полезность каждого ускорителя перед отделением, а также сделать коррекцию траектории полета намного проще благодаря симметричному распределению веса.

Человеком, стоявшим за этими легендарными двигателями, был Валентин Глушко, который в будущем возглавил советскую космическую программу, но об этом позже. 

Когда конструкция была готова, а все взоры обращены к звездам, наступило время первого полета.