Заброшенный в музее ВВС под Москвой реликвия машины, которая выглядит так, будто она пришла из космоса спроектированная 50 лет назад эксцентричным визионером она должна была стать самой универсальной летающей машиной из когда-либо созданных самолетов, которая могла бы вертикально взлетать зависать в воздухе приземляться на любую поверхность крейсировать на большой высоте.
Как авиаконструктора, физика, астронома, философа, художника и музыканта Роберта Бартини часто называют гением, опередившим свое время. За свою жизнь он спроектировал более 60 самолетов и внес значительный вклад в советскую авиацию. Хотя большинство проектов самолетов Бартини так и не вышли за пределы чертежной доски, многие из его авиационных инноваций были внедрены в серийные самолеты.
В 1965 году Бартини получил редкую возможность полностью реализовать потенциал одной из своих концепций.
о история этой замечательной машины и ее изобретателя до сих пор окутана тайной. К 1960 году советский инженер Роберт Партини заработал репутацию человека, опережающего свое время, и когда дело дошло до транспорта, он был убежден, что человечество ошибается. Он пришел к выводу, что наиболее универсальным и эффективным видом транспорта будет тип самолета, который еще не был построен, машина, которая будет проноситься над водой на воздушной подушке, используя явление, называемое наземным эффектом. Крыло самолета летать очень близко к поверхности воздух обычно отклоняется вниз и вокруг крыльев вместо этого сжимается, создавая карман гораздо более высокого давления воздуха в результате чего меньше сопротивление больше подъемной силы и гораздо более высокую эффективность это означает, в отличие от обычных самолетов, которые должны быть разработаны, чтобы быть как можно легче наземного эффекта машины могут использовать размер и массу в своих интересах, используя его для сжатия воздуха под ними
С появлением американских ракетных подводных лодок "Поларис" Советскому Союзу потребовался новый вид самолета для ответа. Бартини предложил создать идеальный охотник за подводными лодками. Получивший обозначение VVA-14, это был действительно уникальный и инновационный самолет. Его фюзеляж, похожий на катамаран, был бы оптимизирован для полета в условиях наземного эффекта (как у других экранопланов той эпохи), что обеспечивало бы ему выносливость, необходимую для полетов на большие расстояния. У него также будут крылья, чтобы при необходимости он мог летать как обычный самолет. Бартини оснастил VVA-14 как обычным шасси для взлетно-посадочных полос, так и уникальной системой надувных понтонов для обеспечения амфибийных возможностей. Десять подъемных реактивных двигателей позволят осуществлять вертикальный взлет и посадку (VTOL) с любой поверхности, что даст самолету возможность действовать даже в самых суровых и отдаленных регионах Советского Союза. Разработка растянулась почти на десятилетие, но, как и сам Бартини, проект VVA-14 в итоге оказался слишком опережающим свое время.
Это была настолько нетрадиционная конструкция, что она больше походила на космический корабль, чем на самолет. Два байпасных турбореактивных двигателя позволяли VVA 14 развивать скорость до 760 километров в час
Первый прототип был готов к летным испытаниям только в сентябре 1972 года Разработка Vva 14 должна была проходить в три этапа Сначала был построен прототип без реактивной тяги, что позволило сосредоточиться на аэродинамических возможностях самолета и разработке надувных понтонов Второй прототип должен был быть построен с реактивной тягой с разработками, сосредоточенными на системах управления и автоматики, необходимых для управления самолетом. После этого окончательный вариант, почти готовый к производству, будет использован для разработки противолодочных систем. Это был логичный план, и хотя программа продвигалась медленнее, чем ожидалось, ранние испытания оказались весьма многообещающими, vva 14 мог переходить в режим приземления на высоте 8 метров от поверхности, и для Бартини это подтвердило его ранние теории о революционном потенциале эффекта приземления. В течение 1960-х годов он разрабатывал проекты действительно огромных гражданских и военных транспортов, которые могли бы использовать эффект приземления на еще больших высотах, машины, которые могли бы пересекать океаны на скорости, подобной самолетной.
В 1970 году Бартини был настолько уверен в своей концепции, что даже обратился к советскому флоту с предложением разработать 5 000-тонные летающие авианосцы - огромные наземные машины, которые могли бы нести авиакрыло из 25 боевых самолетов на скорости до 600 километров в час Казалось, что фантазии Мартини нет предела, но прежде чем реализовать все его грандиозные идеи, Vva 14 должен был доказать свою состоятельность
Бартини не дожил до их испытаний в декабре 1974 года он скончался в возрасте 77 лет. Вскоре после этого программа vva 14 была отменена, и советское руководство вместо нее заказало разработку более традиционного противолодочного самолета. Но если бы разработка vva 14 была успешной, это могло бы изменить ход советского авиастроения, потому что Бартини имел видение чего-то гораздо большего с его верой в революционный потенциал наземного эффекта Мартини был убежден, что 5 000-тонный летающий авианосец был бы возможен машина, которая могла бы пронестись по поверхности океана и достичь любой части мира в течение нескольких часов, давая Советскому Союзу огромное тактическое преимущество.
Комментарии
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

ИЗМЕНИТСЯ ВСЁ! Судьбоносный поворот что

Российский конкурент 737 MAX и A320 -

Шаман Готов Завоевать Сердца Америки

НЕОЖИДАННАЯ РЕАКЦИЯ! Бывшего

Что такое Boeing Sonic Cruiser и почему
