У птиц и самолетов есть фундаментальная проблема: их радиус действия и выносливость ограничены. Чтобы оставаться в воздухе, требуется затрата энергии. В конце концов, птицы должны приземлиться и отдохнуть, а самолеты — заправиться. Изобретение ядерной энергии в 1940-х годах, казалось, предложило способ разрубить этот гордиев узел. Казалось, что самолет с ядерным двигателем может обеспечить значительно большую дальность полета и выносливость по сравнению с самолетами, работающими на химическом топливе.
Такие амбиции усиливались по мере обострения холодной войны между США и СССР. Холодная война высвободила огромные средства для военных целей, но в то же время обеспечила оперативное обоснование: потребность в бомбардировщиках очень большой дальности, способных поражать военно-промышленные комплексы в глубине Советского Союза. Щедрое финансирование, доступное в настоящее время, означало, что можно было рассмотреть, построить, опробовать и, в случае успеха, запустить в массовое производство множество новых высокотехнологичных возможностей. Очевидным кандидатом на исследования и исследования казались самолеты с ядерными двигателями.
В конце 1950-х годов Туполев спроектировал, но не построил два атомных бомбардировщика: дозвуковой Ту-119 и сверхзвуковой Ту-120. Советское руководство считало, что прогнозируемая полезная нагрузка и скорость неадекватны связанным с этим затратам. Тем не менее Туполеву было разрешено продолжить исследования ядерных самолетов.
В бюро Туполева, зная о сложности поставленной перед ними задачи, подсчитали, что пройдет два десятилетия, прежде чем программа сможет создать рабочий прототип. Они предполагали, что первый действующий самолет с ядерным двигателем может подняться в воздух в конце 1970-х или начале 1980-х годов.
В марте 1956 года перед ОКБ Туполева Советом Министров СССР была поставлена задача в кратчайшие сроки изготовить летающий стенд. Туполевские инженеры решили взять существующий бомбардировщик Ту-95М и использовать его в качестве летающей ядерной лаборатории.
Соответственно, турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 был модифицирован на ядерном комплексе недалеко от Семипалатинска в Казахстане, чтобы позволить управлять ядерным реактором, и стал Ту-95ЛАЛ ( Летающая атомная лаборатория – летающая атомная лаборатория).
В 1961 году было совершено около 34 полетов Ту-95ЛАЛ с реактором на борту, но без двигательной установки. Испытания также показали, что самолет с ядерной установкой нецелесообразен с технологиями того времени. Прирост производительности за счет отсутствия химического топлива был поглощен тяжелым реактором и щитами, и поэтому интерес Советского Союза к самолетам с ядерными двигателями снизился.
В итоге победило лучшее технологическое решение это МБР, оснащенные легкими термоядерными боеголовками, представляли гораздо лучший ответ на проблему дальнего ядерного удара с высокой живучестью. Значительные усилия и средства, затраченные на исследование пилотируемых самолетов с ядерными двигателями, дали много технической информации и инженерных знаний