Новости / Аналитика

Истребитель, который мог изменить ход истории. Истребитель с Формой НЛО.

Поделиться:
Этот лёгкий истребитель не похож ни на один другой, когда-либо созданный. Он имеет форму НЛО и обладает настолько хитроумной идеей, что в Советском Союзе он обошёл всю конкуренцию как самолёт следующего поколения. Но затем произошло нечто, что привело его к забвению. Если вы увлекаетесь историей авиации, то, возможно, видели эту фотографию неизвестного российского истребителя. Он назывался МиГ I-2000 и часто упоминается в интернете как российский проект лёгкого истребителя начала 2000-х, который так и остался на бумаге. Но сегодня я расскажу вам настоящую историю, стоящую за ним, историю гениального инженера, как его любимая страна подвела его, и как иранцы заполучили один из самых перспективных концептов 90-х годов в российской авиации. Это история бюро Мухамедова и его проекта Integral.
Как и все истории, она начинается в далёких 1960-х. Молодой инженер по имени Фарук или Фарин Мухамедов из Таджикистана, который тогда был частью Советского Союза, учился в НИИ, когда некоторые из его коллег основали студенческое бюро по разработке самолётов. В то время было практически невозможно иметь шанс разработать свой собственный самолёт, так как это была работа самых известных бюро Родины, таких как МиГ, Туполев или Сухой, которые действительно создавали истребители. Но этот молодой человек и его коллеги мечтали, и они знали, что единственный способ придумать новый тип истребителя — это мыслить совершенно нестандартно. Эта идея сопровождала его, когда он работал над многочисленными проектами в 70-х и 80-х годах, ожидая своего шанса предложить одну из своих радикальных студенческих идей.
Когда Советский Союз начал искать новый учебный самолёт для замены устаревающего Л-39, Мухамедов, думая нестандартно, предложил смелый новый дизайн с совершенно новым крылом, которое впоследствии будет носить его имя. Этот самолёт, вдохновленный, конечно, НЛО, имел крыло необычной формы. До этого момента было проведено множество экспериментов с различными типами крыльев: обычное крыло, стреловидное крыло, дельта-крыло, крыло с обратной стреловидностью и знаменитое кольцевое крыло. Конечно, этот концепт не был новинкой, его исследовали ещё нацисты до и во время Второй мировой войны. После войны канадцы построили летающий прототип дискообразного самолёта, но он не оправдал ожиданий. Американцы продвинулись дальше, модифицировав дизайн и создав V-173, который получил прозвище «летающий блин».
Однако ни один из этих дизайнов не был достаточно хорош, чтобы использоваться в бою или в гражданской авиации. Не хватало одного важного фактора — управления с помощью электронных систем. В 70-х и 80-х годах электронные системы управления внезапно стали популярны как в гражданской, так и в военной авиации, и они сделали возможными все эти странные дизайны. Наш герой приступил к чертежам, имея в виду эту невозможную форму. Кольцевое крыло позволило бы значительно снизить посадочную скорость по сравнению с обычным крылом, обеспечить больший угол атаки и маневренность, а также создать больше подъёмной силы благодаря большей площади крыла. Это означало бы, что самолёт был бы превосходен в воздушных боях и мог бы соревноваться с западными истребителями.
Однако кольцевое крыло также имело свои недостатки. Например, V-173 действовал как гигантский воздушный тормоз при большом угле атаки, что увеличивало риск аварии при взлёте и посадке. Управляющие поверхности не были достаточно большими, чтобы надёжно контролировать самолёт. Наш герой придумал решение всех этих проблем, интегрировав стандартное стреловидное крыло в базу кольцевого крыла, сохранив при этом стандартные горизонтальные и вертикальные стабилизаторы и воздухозаборники, встроенные в кольцевую часть крыла. Так родился проект УТС Integral.
 
В 1991 году он представил немного изменённый проект через местное бюро МиГ в Душанбе, где он жил и работал в то время. МиГ был впечатлён концепцией и включил УТС Integral в свою программу. Самолёт имел воздухозаборники под кольцевой частью крыла, большую кабину и вертикальные стабилизаторы с меньшим наклоном. МиГ начал проводить испытания в аэродинамической трубе, где Integral показал лучшие результаты, чем его конкуренты, и был выделен эквивалент 2 миллионов долларов на создание полноразмерного макета.
 
Казалось, что для нашего героя всё шло по плану, но в том же году СССР распался, а в 1992 году в Таджикистане началась гражданская война, которая длилась ещё пять лет. Мечта об Integral была разрушена. Однако хорошие идеи не исчезают. Несмотря на потерю финансирования и работы, а также вынужденный побег из страны с семьёй, новый игрок на рынке, Иран, заинтересовался его работой. Мухамедов запатентовал свой дизайн крыла и концепцию лёгкого истребителя в 1992 году под именем Фадин Мухамедов.
 
Его автобиографическая книга «Авиакосмический инженер XXI века» была подписана именем Фарук. Трудно сказать, что является правдой: выпустил ли эту книгу его сын или брат, но продолжим историю. Мамадов ранее работал над предложением нового транспортного самолёта для Ирана, но проект не состоялся. Иранцы продолжали поддерживать связь и попросили его представить идеи для нового лёгкого истребителя. И у него была идеальная идея. Они профинансировали создание полноразмерного макета по его дизайну, и в 1998 году появился новый лёгкий истребитель Shafaq.
 
Shafaq планировался в двух вариантах: лёгкий ударный самолёт и учебно-тренировочный самолёт для пилотов-истребителей. К 2008 году был запланирован первый полёт. В это же время Мамадов узнал, что новые ВВС России ищут лёгкий ударный самолёт. Дизайн был немного изменён и представлен как Integral 2010 LBS или лёгкий боевой самолёт. Тем не менее, в российском правительстве никто не слышал идеи Мамадова. Несмотря на все свои достижения, Россия снова обратилась к известным фирмам, таким как Сухой и МиГ.
 
В итоге Мухамедов снова обратился к Ирану. Иранская версия самолёта была основана на Integral 2010, но использовала один двигатель РД-33, так как у Ирана не было доступа к российским двигателям АЛ-31Ф. Кабина и носовая часть были изменены, чтобы напоминать F/A-18E/F Super Hornet, и упрощённая конструкция снизила стоимость и упростила производство. Однако проект так и не продвинулся дальше этапа модели и чертежей из-за санкций и рейдов россиян на его офисы.
 
Последним проектом Мухамедова был конкурс на программу ПАК ФА в 2000 году. МиГ медленно отставал от Сухого, и было очевидно, что необходимо начать новую программу для создания истребителя пятого поколения для ВВС России. Мухамедов предложил новый самолёт, основанный на его дизайне крыла Integral, но с приоритетом на стелс-технологии. Однако его проект снова остался на бумаге.
 
Такова история этого необычного российского истребителя и человека, чьи идеи так и не нашли своего признания. В 2010 году Мухамедов предложил последний дизайн — стелс-беспилотник на основе его иранских предложений 90-х годов, который мог бы стать хитом в наше время, когда многие страны разрабатывают подобные аппараты. Однако он скончался в 2013 году, унеся с собой свои мечты о крыле Integral, теперь известном как HOV Wing.
 
Был ли он настолько впереди своего времени или его идеи действительно не были жизнеспособными? Напишите ваше мнение в комментариях. Надеюсь, вам понравилось это видео, и если хотите узнать о его карьере в гражданской авиации и других невероятных концептах, оставайтесь на канале.