Новости / Вооружение

Китайская концепция самолета 6 поколения представлена на авиасалоне в Чжухае

Поделиться:

Близится к завершению проходящий раз в два года авиасалон в Чжухае. На этом авиасалоне, помимо демонстрации большого количества военных самолетов, также состоялся дебют самолета C919, который смог проследить тенденцию развития истребителей в будущем. Впервые военная промышленность Китая также продемонстрировала одну из будущих военных технологий - концептуальный бесхвостый стелс-самолет шестого поколения истребителей.
По мере того, как J-20 продолжает совершенствоваться, развитие будущих истребителей наших вооруженных сил неизбежно перейдет к шестому поколению. В сентябре командующий Воздушным боевым командованием (ВБК) США генерал Марк Келли заявил, что Китай "находится на пути" к созданию истребителя шестого поколения, утверждая при этом, что США необходимо развернуть истребители следующего поколения раньше Китая.
Выступая перед журналистами в кулуарах конференции Ассоциации ВВС и космических сил (AFA) по воздушному, космическому и киберпространству, Келли сказал, что необходимо "обеспечить нам воздушную мощь шестого поколения, по крайней мере, на месяц раньше наших конкурентов", и что США также реализуют программу Next Generation Air Dominance (NGAD), которая включает в себя усовершенствованные и никогда ранее не применявшиеся пилотируемые стелс-истребители шестого поколения.
США также реализуют программу Next Generation Air Dominance (NGAD), которая предусматривает создание пилотируемого стелс-истребителя шестого поколения с передовыми и невиданными ранее возможностями.
Однако высокопоставленные чиновники ВВС США обеспокоены китайской программой шестого поколения, о которой нет официальной или достоверной информации в открытом доступе.
Примечательно, что проект бесхвостого истребителя, представленный на авиасалоне в Чжухае в этом году, ранее фигурировал в общедоступном документе по китайской авиационной технике.


Кроме того, в октябре прошлого года на заводском аэродроме корпорации авиационной промышленности Чэнду был замечен таинственный бесхвостый аппарат, который, как полагают, является демонстратором или моделью пилотируемого истребителя шестого поколения.
По словам китайского эксперта по военной авиации Андреаса Рупрехта, существуют достоверные слухи о том, что программа пилотируемых истребителей шестого поколения нацелена на поступление на вооружение примерно в 2035 году. Если Китай будет придерживаться этого графика, то первый полет, скорее всего, состоится не ранее 2026-28 гг.
Chengfei - один из двух основных китайских производителей истребителей, ответственный за одномоторный истребитель J-10 и самолет пятого поколения J-20. Таким образом, он представляется очевидным кандидатом на участие в программе истребителей шестого поколения.
В своем выступлении на конференции AFA в сентябре адмирал Келли сказал, что видение Китаем шестого поколения воздушной мощи, включая будущие пилотируемые истребители, схоже с видением ВВС США, включая "экспоненциальное снижение сигнатуры и экспоненциальное ускорение возможностей обработки и зондирования", а также возможность "итераций" с помощью открытых систем миссий. Возможность "итерации" улучшений.
Фюзеляж бесхвостого аппарата, найденного на заводском аэродроме ЦАК в октябре 2021 года, похоже, действительно поддается "экспоненциальной деградации сигнатуры".
Бесхвостая конструкция значительно повышает низкую наблюдаемость широкополосного аппарата против радаров различных типов, работающих на разных частотах. Он также уменьшает радиолокационную заметность самолета при боковом и заднем обзорах по сравнению с лобовой частью.

Еще одной особенностью концепции бесхвостой конструкции является ее эффективность за счет снижения сопротивления при длительном полете на высокой скорости и на крейсерском режиме.

Фюзеляж имеет большую модифицированную ромбовидную платформу Delta с относительно тонкой носовой частью. Размах крыльев, похоже, примерно такой же, как у J-20. Такая конструкция обеспечивает достаточное количество топлива и пространство для большого внутреннего отсека для оружия. Это также позволяет снизить вес.
Это означает, что такая конструкция обеспечит большую дальность полета, высокую грузоподъемность, высокую скорость и низкую наблюдаемость.
Одним из недостатков этой конструкции может быть сложность достижения устойчивости без вертикального хвоста, что может снизить маневренность. Однако это может быть в некоторой степени компенсировано за счет векторизации тяги.
Некоторые неподтвержденные сообщения намекают на возможность использования на самолете двигателя с вектором тяги (TVC) на базе турбовентиляторного двигателя WS-19.

При этом, как уже говорилось ранее в Eurasia Times, масштабы программы NGAD ВВС США выходят далеко за рамки нового пилотируемого истребителя, поскольку это широкая инициатива, направленная на создание системы систем, которая будет включать беспилотные летательные аппараты, пилотируемые самолеты и кибернетические технологии следующего поколения.
Исследовательская лаборатория ВВС США опубликовала концепцию самолета шестого поколения NGAD.
В своем интервью 2019 года Ванг отметил возможность работы с БПЛА, искусственный интеллект, улучшенную скрытность и передовые датчики.
Недавний пример - таинственный стелс-беспилотник, появившийся перед авиасалоном в Чжухае, который, как полагают, является концепцией "верного ведомого", предназначенного для работы с истребителем-невидимкой J-20.
В рамках проекта NGAD будет создан истребитель с улучшенной скоростью, маневренностью, технологией стелс и обработкой данных с помощью искусственного интеллекта.
NGAD также разрабатывается для беспилотных миссий и для участия в пилотируемой автономной командной работе, где пилоты-люди работают с беспилотными платформами, такими как дроны и "верные ведомые". Можно ожидать, что китайский истребитель шестого поколения будет обладать теми же возможностями, что и общий макет ВВС США.
По словам филиппинского военного аналитика Мигеля Миранды, "Китай действительно имеет новый двухмоторный морской истребитель J-35, который является усовершенствованием более раннего J-31, предлагавшегося на экспорт как FC-31.
Однако, кроме туманных комментариев о развитии китайской авиации, я не видел никаких доказательств того, что Китай производит другой многоцелевой истребитель. J-20 останется здесь и сейчас. Многие из его предстоящих возможностей уже известны: сотрудничество с боевыми беспилотниками, аналогичное программе "Loyal Wingman" компании Boeing.
Новый ударный потенциал достигается за счет предоставления интерактивных данных в реальном времени в интерфейс пилота, внешних изменений фюзеляжа и кабины (обратите внимание на двухместную версию, проходящую испытания) и двигателя 100% китайского производства.
Независимо от того, насколько успешной будет разработка, испытания и производство NAD, она не сможет подорвать китайскую воздушную мощь во всех аспектах - боевых действиях, логистике, нанесении точных ударов в противостоянии".
По словам командующего ВВС США Келли, Китай часто постепенно преобразует один тип истребителя в другой, например, J-16 - самолет собственного производства, созданный на основе российских Су-27 и Су-30. Напротив, американские авиаконструкторы характеризуются значительным увеличением возможностей.
"Соединенные Штаты будут управлять мощным оружием направленной энергии. Исходя из достижений Китая в области авионики, его истребитель шестого поколения, вероятно, будет оснащен беспилотным управлением самолетом, многоспектральными радиолокационными и оптическими системами, опциональным пилотированием и унифицированной системой радиоэлектронной борьбы. Истребитель также может быть оснащен инфракрасным, широкополосным радиочастотным стелсом и ракетами "воздух-воздух" большой дальности".
Несмотря на свои амбиции, способность Китая запустить самолет шестого поколения к середине 2030-х годов, скорее всего, будет меньше, чем у Великобритании или США к тому времени. Пекин, вероятно, будет продолжать играть в догонялки, продвигаясь вперед.