Новости / Мнения

Новый российский гражданский сверхзвуковой бизнес-джет

Поделиться:

По сообщениям из разных источников, демонстратор технологий будущего российского сверхзвукового пассажирского самолета будет запущен в производство в 2023 году. 

Он будет построен в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (СибНИА) на базе истребителя МиГ-29. 

Об этом сообщил директор института Владимир Барсук на пресс-конференции.

«В следующем году планируется работа над сверхзвуковым пассажирским самолетом, и институт примет участие в создании и испытании демонстраторов технологий. В этом году он был оформлен, решение уже принято, контракт будет подписан в следующем году», — сказал Барсук. 

«Будет использоваться новый фюзеляж, новое крыло, крыло с уменьшенной сверхзвуковой ударной волной. Современные исследования позволяют скомпоновать летательный аппарат таким образом, чтобы ударная волна была существенно уменьшена. СибНИА проведет летные испытания», — добавил он. 

Также Барсук сообщил, что работа над демонстратором технологий продлится два года и демонстратор будет создан на базе легкого самолета, а именно МиГ-29. 

Неясно, является ли проект, обнародованный Барсуком, тем же проектом, который ранее обсуждался российскими официальными лицами. 

В октябре 2021 года Николай Долженков, главный конструктор российского производителя беспилотников в Кронштадте, заявил, что его компания получила контракт на производство демонстратора технологий для предстоящего в стране сверхзвукового бизнес-джета. 

Читайте также: Российский производитель дронов "Кронштадт" создаст прототип сверхзвукового бизнес-джета 

В 2019 году Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), ведущее научно-исследовательское учреждение аэрокосмической отрасли России, объявил о начале работы над собственным демонстратором технологий для сверхзвукового пассажирского самолета. 

Идея создания в России нового сверхзвукового коммерческого самолета восходит к 2018 году, когда президент страны Владимир Путин выдвинул идею переоборудовать сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 для перевозки пассажиров. 

Хотя эта идея вызвала резкую критику со стороны авиационного сообщества, в России был запущен как минимум один проект по созданию такого самолета. Первоначальные планы предполагали, что демонстратор технологии полетит к 2022 году, а серийный реактивный самолет поступит в эксплуатацию через несколько лет. 

Этот проект также подвергся критике как потенциально убыточный со стороны некоторых видных российских чиновников, таких как генеральный директор государственного технологического конгломерата Ростех.

Сверхзвуковая коммерческая авиация увидела первые признаки возрождения в конце 2010-х годов, более чем через десять лет после того, как Concorde был отправлен на пенсию. 

Ряд стартапов и известных аэрокосмических производителей со всего мира объявили о планах по разработке и созданию собственных сверхзвуковых авиалайнеров, хотя ни один из этих планов пока не реализован.  

НАСА и Lockheed Martin в настоящее время завершают работу над X-59 QueSST, бесшумным демонстратором технологии сверхзвукового полета, который должен совершить свой первый полет в 2023 году. 

У Boom Supersonic недавно были некоторые собственные выдающиеся разработки, нанятые Kratos для производства двигателей для их авиалайнера Overture, а также подписавшие контракт на обучение экипажа. 

Boom также представила свой демонстратор технологий XB-1 в 2020 году. Он должен был совершить первый полет в 2021 году, но эти планы были отложены. 

В течение 1990-х и 2000-х годов в России было несколько проектов по созданию сверхзвуковых авиалайнеров на базе военных самолетов. Однако единственным коммерческим сверхзвуковым самолетом, произведенным в стране, был Туполев Ту-144, который был впервые представлен в 1975 году и снят с производства через три года. 

Ту-144 также имел демонстратор технологий на базе истребителя. Названный МиГ-21И, это был модифицированный МиГ-21 «Фишбед» Микояна-Гуревича, предназначенный для проверки конструкции крыла Ту-144. 

Пока не сообщается, какие аспекты будущего сверхзвукового самолета МиГ-29, доработанный СибНИА, будет тестировать.