Первоначально задуманный как легкий истребитель воздушного боя, Lockheed Martin (первоначально General Dynamics) F-16 превратился в универсальную и эффективную многоцелевую рабочую лошадку. Он должен был заменить современный истребитель завоевания превосходства в воздухе F-15 Eagle . F-16 был более легким и менее мощным боевым самолетом, чем F-15 Eagle, однако его производство и обслуживание были дешевле. F-16 совершил свой первый полет в 1974 году. Всего было построено более 4 400 таких самолетов. В настоящее время этот тип эксплуатируется 25 военно-воздушными силами. ВВС США (USAF) будут эксплуатировать свой парк F-16 до 2025 года. Его постепенно заменят новыми F-35 .
Истребитель F-16 имеет один двигатель. Такая компоновка позволила снизить затраты на производство и обслуживание.
Первыми серийными вариантами были самолеты F-16A (одноместный) и F-16B (двухместный). Они были построены в производственных блоках с номерами 1, 5, 10 и 15. ВВС США списали свои 296 самолетов Block 5/10 F-16 в начале 1990-х годов.
Блок 15 F-16A / B представил расширенный горизонтальный стабилизатор и режим отслеживания во время сканирования для радара. Большинство уцелевших Block 15 F-16 оснащают ВВС Национальной гвардии и испытательные подразделения. Из 467 самолетов Block 15 F-16A и F-16B 272 были переоборудованы в F-16A/B стандарта ADF (истребитель ПВО) с модернизированным радаром APG-66, совместимым с ракетой класса " воздух-воздух" AIM-7 Sparrow , усовершенствованной системой противовоздушной обороны. система опознавания противника, а также улучшенные средства электронного противодействия и радиосвязь. Хотя большинство ADF находится на хранении, три подразделения ВВС Национальной гвардии по-прежнему оснащены этим типом.
С 1988 г. было изготовлено 214 F-16A новой постройки на экспорт по стандарту Block 15 OCU с широкоугольным проекционным дисплеем, кольцевой лазерной инерциальной навигационной системой, увеличенной максимальной взлетной массой, более надежным двигателем Dash 220, совместимостью с AIM-9P. -4 ракеты "Сайдвиндер" и приспособления для установки помех ALQ-131. Бельгия, Дания, Норвегия и Нидерланды закупили 521 F-16A/B различных блоков (включая оперативные переоборудованные единицы) с 1979 по 1992 год и в настоящее время оснащены местными блоками тактической разведки. Тайвань получил 120 F-16A и 30 F-16B стандарта Block 20 (новая сборка) с конфигурацией авионики, аналогичной конфигурации среднего обновления. Другими эксплуатантами F-16A/B являются Египет, Индонезия, Израиль, Сингапур, Таиланд и Венесуэла. В 1998 году Иордания получила 16 излишков бывших ВВС США F-16A / B ADF, а Италия арендовала 30 Block 15 F-16ADF в качестве временной замены F-104. Всего произведено 1 736 самолетов F-16A/B, в том числе 1 425 F-16A и 311 F-16B.
F-16C (одноместный) и F-16D (двухместный) являются одними из наиболее важных действующих вариантов F-16: на вооружении находится более 1750 экземпляров с девятью операторами. По сравнению с предыдущими сериями F-16A/B, F-16C/D представил улучшенные возможности для наземных и всепогодных атак, а также возможность установки ракет за пределами видимости. Основные функции включают широкоугольный проекционный дисплей, многорежимный радар Hughes APG-68 и интерфейс вооружения для ракет AGM-65D Maverick и AIM-120 AMRAAM .
Первый Block 25 F-16C поднялся в воздух 19 июня 1984 года. Последующие модели имеют измененную конфигурацию моторного отсека с возможностью установки двигателей GE F110 (Block 30/40) или P&W F100 (Block 32/42) большей тяги. F-16 с последней силовой установкой имеют увеличенные воздухозаборники. Самолеты Block 30/32 могут нести ракеты AGM-88A HARM и AIM-120.
С 1988 года компания Block 40/42 Night Falcons представила низковысотную инфракрасную навигацию и целеуказание для ночного времени (LANTIRN), блоки навигации и наведения (несущиеся по бокам воздухозаборника), радар APG-68V, приспособление для ракет AGM-88B HARM II, цифровое управление полетом, автоматическое слежение за местностью и усиленная ходовая часть. Блок 30-42 F-16C/D используются Бахрейном, Египтом, Грецией, Израилем, Южной Кореей и Турцией. Лицензионное производство осуществлялось в Корее и в Турции.
Многие F-16D, доставленные в Израиль, впоследствии были оснащены выпуклым хребтом, в котором размещалась неопознанная местная авионика, которая, вероятно, связана с ролью подавления обороны. Всего ВВС США получили 1155 F-16C/D. Они остаются основными тактическими боевыми самолетами службы, Block 40/42 Night Falcons составляют более половины ночных / высокоточных ударных / атакующих сил.
В конце 1991 года General Dynamics начала поставки улучшенных самолетов Block 50/52 F-16C/D. Они оснащены РЛС АПГ-68 (В) 5 с улучшенной памятью и большим количеством режимов, новым широкоугольным проекционным дисплеем ночного видения, совместимым с Google, улучшенным бортовым компьютером, дозатором мякины / сигнальных ракет АЛЭ-47, приемником радиолокационного предупреждения АЛР-56М. , Есть радио Quick IIA, есть Sync против помех VHF и полная интеграция HARM. Эти самолеты оснащены версиями двух стандартных двигателей General Electric и Pratt & Whitney с улучшенными характеристиками. Около 100 из 289+ самолетов Block 50/52 F-16C/D ВВС США были модернизированы до стандарта Block 50/52 с возможностью установки блока системы наведения ASQ-213 HARM под правым бортом воздухозаборника, чтобы обеспечить ограниченную защиту от диких ласк. обороно-подавляющая способность. Возможности умного оружия были применены к этой модели, как и к предыдущим версиям. Экспортными операторами были Греция, Южная Корея, Сингапур и Турция. Местное производство осуществлялось как в Южной Корее (KF-16 ) и Турции. В Сингапуре эксплуатируются двухместные F-16D с увеличенными спинными шипами, как у израильских самолетов. Греция закупила до 58 F-16 в улучшенной конфигурации Block 50+ с модернизированным радаром, нашлемной системой управления, конформными топливными баками и скрытыми соплами.
Также существует стандарт Block 60/62 (или F-16E/F). Он был разработан в ответ на требование Объединенных Арабских Эмиратов. Изменения включают в себя радар с подвижным лучом, внутреннюю инфракрасную систему наведения переднего обзора (FLIR), усовершенствованную внутреннюю электронную систему противодействия, усовершенствованную кабину, конформные топливные баки и форсированный двигатель. Эти Desert Falcon были поставлены в период с 2004 по 2007 год.
В 2015 году новый F-16V совершил первый полет. Неофициально известен как Viper из-за буквы «V» в обозначении. Существующие самолеты Block 60/62 могут быть модернизированы до стандарта «Гадюка». Также предлагаются самолеты новой постройки F-16V. Таким образом, производство F-16 гарантировано на ближайшие годы.
В 2022 году была разрешена продажа Индонезии 36 истребителей F-16ID.