Вооружение

Ракета класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9G Sidewinder

Поделиться:

Первое поколение AIM-9 Sidewinder показало неоднозначные результаты в боях над Юго-Восточной Азией. Хотя они были наиболее эффективными ракетами, использовавшимися американскими военными на этом театре военных действий, малая дальность действия и узкий азимут их головок самонаведения давали им гораздо меньше пользы, чем ожидалось, и когда в их поле зрения попадали более мощные источники тепла, чем цель (( например, горящие автомобили на земле, фабричные дымовые трубы и солнечные блики), вместо этого охотились бы Sidewinders. Отношение вероятности поражения (pK) также было намного меньше, чем предполагалось: запуски Sidewinder поражали цели только в 25% случаев в наиболее благоприятных отчетах (в среднем отношение pK всех запусков Sidewinder во время войны во Вьетнаме вместе взятых составляло 10%). -- далеко не обещанные 90%.

Второе поколение ракет Raytheon AIM-9 Sidewinder было создано на основе анализа отчетов о воздушных боях во время войны во Вьетнаме. Эти ракеты были основой многих авиационных вооружений по всему миру более 30 лет. AIM-9G Sidewinder была новой ракетой, основанной на общей конструкции AIM-9D, но с улучшенной головкой самонаведения. Он был разработан для ВМС США. Он был принят на вооружение ВМС США в 1970 году.

AIM-9G отличается от AIM-9D немного более длинным фюзеляжем и немного более коротким и более коническим носовым обтекателем, а также немного большими передними стабилизаторами, хотя некоторые компоненты отличаются. В конструкцию AIM-9G было внесено несколько изменений по сравнению с AIM-9D, единственным заметным изменением стала новая головка ГСН. Общий состав ракет AIM-9G Sidewinder во многом такой же, как и у предыдущих ракет Sidewinder.

Система наведения, используемая в AIM-9G, представила управляемую головку самонаведения, которая позволяла поражать цели вне линии прицеливания, называемую системой расширенного режима обнаружения Sidewinder (SEAM).

Предшественник сегодняшних «всеракурсных» систем наведения, SEAM позволял самолету, запускающему AIM-9G, атаковать цели, которые обычно находились перед ним, вместо того, чтобы буквально наводить саму ракету прямо на цель для захвата. Это значительно повысило полезность Sidewinder, поскольку в этих обстоятельствах получить замок было гораздо проще. SEAM также позволял Sidewinder наводиться на цель еще до того, как ракета покинет рельс, что значительно повысило его шансы на уничтожение цели. Однако AIM-9G по-прежнему оставался «преследователем хвоста». Он мог захватить реактивный самолет только сзади.

В AIM- 9G используется тот же двигатель, что и в других ракетах Sidewinder второго поколения. Он разгоняет ракету до скорости примерно 2,5 Маха в течение нескольких секунд после запуска, когда топливо уже израсходовано.

В AIM -9G используется та же боеголовка, что и в предыдущей AIM-9D, — боеголовка со сплошным стержнем Mk.48. Он был достаточно мощным, чтобы один Сайдвиндер потенциально мог сбить любой самолет одним прямым попаданием.

   Неясно, сколько AIM-9G Sidewinders было когда-либо произведено. Разные источники выдвинули разные заявления, и существуют сильные разногласия по производственным данным. Цифры варьируются от 2 120 до 20 000 единиц в зависимости от источника.

   Как и в случае с AIM-9B Sidewinder, ракеты Sidewinder второго поколения, включая модели -E, -F, -G и -H, очень долго находились на вооружении. Точно неизвестно, как долго они остаются на вооружении, поскольку некоторые авиационные вооружения все еще используют AIM-9B, и некоторые из этих четырех более новых ракет, вероятно, все еще находятся в рабочем состоянии.

   Все AIM-9G были перестроены компанией Philco-Ford Aerospace при значительной помощи Raytheon. Производство AIM-9G закончилось к середине 1970-х годов, а срок годности всех оставшихся исправных экземпляров подходит к концу. Они больше не доступны для производства, и если предположить, что какие-либо из них все еще доступны для экспорта, они, вероятно, стоят только своей стоимости лома.

   AIM-9G прибыл как раз вовремя, чтобы увидеть боевое применение над Юго-Восточной Азией. Было выпущено относительно немного, совершив 14 убийств.

Варианты

ATM-9G Sidewinder: учебно-тренировочная версия AIM-9G. Вместо двигателя и боеголовки у него есть балласты, и он используется на учениях для захвата других самолетов в имитационных воздушных боях.

AIM-9H Sidewinder: это, по сути, AIM-9G со значительным улучшением надежности. В AIM-9H была представлена ​​твердотельная электроника, улучшенная боеголовка и термобатарея (которая заменила турбогенератор, использовавшийся в AIM-9D). AIM-9H также получил улучшенный двигатель производства Hercules Bermite в виде Mk.36 Mod 5,6 или 7 (в зависимости от того, на каком этапе производства был построен данный AIM-9H). На AIM-9H установлена ​​улучшенная версия непрерывного стержня Mk.48. Эта ракета внешне практически не отличается от AIM-9G. Он поступил на вооружение ВМС США в 1972 году.

ATM-9H Sidewinder: это в основном ATM-9G, модернизированные для установки головки самонаведения AIM-9H.