Сухой Су-25 (западное отчетное название Frogfoot) остается опорой российских штурмовых полков. Этот тип в целом аналогичен американскому А-10 , но был преобразован в более совершенный боевой самолет.
Прототип Т-8 совершил свой первый полет 22 февраля 1975 года, но до того, как было разрешено серийное производство, тип был полностью переработан. Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов в Афганистане, и этот опыт привел к ряду модификаций серийных самолетов с 1987 года. Су-25 также активно использовались для поддержки российской интервенции в Чечне и военных действий в Сирии. Су-25 широко поставлялся на экспорт и использовался в многочисленных военных конфликтах.
В настоящее время ВВС России эксплуатируют около 250 Су-25 всех модификаций. Этот тип играет важную роль в группах быстрого развертывания, сформированных в каждом из шести военных округов Российской Федерации. Старые самолеты Су-25 используются вместе с новыми модернизированными версиями, такими как Су-25СМ3 «Грач», который поступил на вооружение в 2013 году.
Многие бывшие советские республики получили полки Су-25, дислоцированные на их территории после распада Советского Союза. К таким операторам относятся Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, непризнанное государство Абхазия, Казахстан, Туркменистан (на хранении) и Узбекистан. Су -25 экспортировались в Анголу, Болгарию, Конго, Кот-д'Ивуар, Чехию, Эритрею, Эфиопию, Ирак, Македонию, Северную Корею, Перу, Словакию, Судан и, возможно, некоторые другие страны.
Текущая стоимость Су-25 в хорошем состоянии составляет около 11 миллионов долларов.
Варианты
Су-25К — упрощенная экспортная версия с некоторыми упрощенными системами. У него были менее мощные двигатели, худшая авионика и отсутствовали дозаторы мякины. Он экспортируется в Анголу, Болгарию, Чехию, Северную Корею, Перу и Словакию.
Су-25КМ — усовершенствованная экспортная версия.
Су-25УБ двухместный учебно-тренировочный.
Су-25Т — всепогодный и ночной вариант с повышенной дальностью/выносливостью и живучестью. В основном это специализированный вариант, предназначенный для уничтожения танков. За основу взят планер двухместного учебно-тренировочного самолета Су-25УБ с обтекаемой горбатой задней кабиной. Второе сиденье убрали, чтобы вместить больше авионики. Этот боевой самолет был разработан в 1980-х годах. Первая партия из 20 Су-25Т была построена в 1990-1991 годах в Тбилиси (Грузия). Впоследствии производство было перенесено в Улан-Удэ (Россия). Первый российский Су-25Т поднялся в воздух в 1995 году.
Су-25ТМ является усовершенствованной версией Су-25Т с дополнительными возможностями вооружения. 20 Су-25Т грузинского производства были модернизированы в Улан-Удэ до Су-25ТМ. Необычно то, что Су-25ТМ несет РЛС «Копьё-25» снаружи в гондоле под фюзеляжем. Этот самолет эксплуатировался ограниченно из-за высокой цены за единицу. В 1993 году Улан-Удэнский авиационный завод приступил к подготовке серийного производства Су-25ТМ. Опытный образец совершил первый полет в 1995 году. В том же году Су-25ТМ был официально переименован в Су-39.
Су-25ТК — экспортный вариант Су-25ТМ. Он был экспортирован в Эфиопию и, возможно, в некоторые другие страны.
Су-39 — модернизированная версия Су-25ТМ. Предсерийный Су-25ТМ совершил первый полет в 1995 году. В том же году тип был переименован в Су-39. Однако этот боевой самолет так и не был заказан из-за проблем с финансированием. Всего было построено 4 прототипа.
Су-25УБМ является модернизированной версией двухместного учебно-тренировочного Су-25УБ. Самолеты Су-25УБ были модернизированы так же, как и Су-25Т до стандарта Су-25ТМ.
Су-25СМ является модернизированной версией оригинального Су-25. Он имеет новый проекционный дисплей и улучшенные системы управления огнем. Это повысило точность управляемых боеприпасов. Су-25СМ не так технологичен, как варианты Су-25Т и Су-25ТМ, но значительно улучшен по сравнению с исходной серийной моделью. Он может нести 4000 кг боеприпасов. Су-25СМ способен нести две ядерные бомбы. В России они обозначаются как «специальные авиабомбы». Около 80 самолетов были модернизированы до стандарта Су-25СМ с использованием некоторых систем, разработанных для Су-25ТМ. У них есть радары Kopyo, установленные в носу.
Су-25СМ3 "Грач" последней версии. Первые модернизированные самолеты были переданы российским военным в 2013 году.
Су-25УТГ представлял собой морскую версию, предназначенную для действий с авианосцев. Он был оснащен стопорным крюком и имел усиленную ходовую часть. Он мог нести противокорабельные ракеты.
Су-25КМ «Скорпион» — грузинская модернизированная версия, предназначенная в основном для экспорта. На «Скорпионе» была полностью модернизирована авионика. Грузинский производитель объединился с Elbit Systems и Elgad of Israel для модернизации самолета. Су-25КМ «Скорпион» выпускался в начале 2000-х годов. Производство остановлено в 2010 году. К тому времени было выпущено примерно 12 «Скорпионов». Этот самолет оказался слишком дорогим для Грузии и не нашел экспортных заказчиков. По неофициальным данным, несколько «Скорпионов» были переданы Туркменистану в рамках торговой сделки.