Вооружение

Ту-143 Рейс Разведывательный дрон

Поделиться:

Туполев Ту-143 Рейс был советским беспилотником-разведчиком. Он был разработан для ближней разведки. Первый полет совершил в 1970 году. Производство началось в 1972-1973 годах. Этот беспилотник был произведен на Кумертауском авиационном заводе. Производство было прекращено в 1989 году. Некоторые источники сообщают, что было построено 950 таких дронов. Ту-143 экспортировался в некоторые советские союзники, включая Болгарию, Чехословакию, Ирак, Румынию, Северную Корею и Сирию. В 1980-х годах Советы использовали эти беспилотники в Афганистане. В 1982 году во время Ливанской войны сирийцы использовали Ту-143 для разведывательных полетов над Израилем. После распада Советского Союза некоторые из этих дронов оказались в России, Белоруссии и Украине. К 2016 году российские вооруженные силы все еще эксплуатировали некоторые из этих беспилотников. В основном они использовались в качестве дронов-мишеней.

Основная роль Ту-143 — разведка местности. Может обнаруживать боевые порядки войск и техники на открытой местности. Также используется для разведки мостов и промышленных объектов. Также есть версия, обнаруживающая радиацию. Ту-143 имеет максимальную дальность полета 180 км. Это дает радиус полета 60-70 км. Этот беспилотник способен летать на малых высотах. Он может летать на высоте 10 м над землей. Максимальная высота 5 км. Этот дрон не мог работать ночью.

Ту-143 имеет преимущественно металлическую конструкцию. Он был оснащен турбореактивным двигателем Климов ТР3-117, развивающим тягу 5,8 кН.

Первоначальная версия была оснащена фото или, как вариант, пленочными камерами. Однако улучшенные серийные модели могут нести телекамеры в реальном времени или оборудование для обнаружения радиации. При приземлении были получены разведывательные данные по фото- и киноверсии. Данные с ТВ и варианта обнаружения радиации передавались в режиме реального времени по радиоканалу на наземную станцию.

Перед запуском дрона были предварительно запрограммированы параметры полета. Ускорение и набор высот были введены до старта. Его инерциальная навигационная система была довольно точной. Дрон мог перемещаться в заданную область, делать снимки и возвращаться на посадочную площадку размером 500 на 500 метров.

Запуск этого беспилотника осуществлялся с ракеты-носителя СПУ-143, созданной на базе специального колесного шасси БАЗ-135МБ с колесной формулой 8х8. Он использовал бустерный двигатель, который был сброшен после запуска.

Была ремонтно-эвакуационная машина ТЗМ-143 на базе того же шасси повышенной проходимости БАЗ-135МБ с колесной формулой 8х8. Он был оснащен краном, который использовался для подъема дрона с земли, его транспортировки и загрузки в пусковую установку. Экипаж этой ремонтно-эвакуационной машины собирал данные разведки и готовил беспилотник к следующему запуску. Это включало замену пленки, заправку дрона, крепление разгонного двигателя и другие процедуры. В посадочном положении подготовка дрона к следующему полету заняла 15 минут. Хотя в некоторых случаях это может занять пару часов, в зависимости от типа дрона.

Типовая эскадрилья эксплуатировала 12 таких БПЛА. Он будет эксплуатировать беспилотные летательные аппараты Ту-143 различной конфигурации для фото- и видеоразведки вместе с сопутствующей техникой.

 

Варианты

 

   ВР-3 Рейс — обозначение Ту-143. Он использовался Чехословакией с 1985 года и Румынией с 1987 года. После распада Чехословакии эти беспилотники оказались в государствах-преемниках - Чехии и Словакии. Чехи списали свои дроны в 1995 году. Скорее всего, примерно в это же время списали и словацкие дроны. Румыны списали свои дроны в начале 2000-х.

   М-143 был беспилотником-мишенью версии Ту-143.

   Ту-141 Стриж представлял собой увеличенную версию Ту-143 с гораздо большей дальностью полета. Он появился через пару лет. Этот беспилотник оснащен очень мощным турбореактивным двигателем КР-17А, развивающим тягу 19,6 кН. Он имеет дальность действия 1000 км и может преодолевать расстояние до 450 км вглубь вражеской территории. Этот беспилотник имел расширенный разведывательный комплекс и нес системы фото-, инфракрасной и телевизионной разведки.

   Ту-243 Рейс-Д — модернизированная версия Ту-143. Спецификации на этот новый разведывательный беспилотник были изданы Советом Министров СССР в 1981 году. Основная цель состояла в том, чтобы повысить эффективность и оснастить беспилотник более совершенным разведывательным оборудованием. Одним из ключевых моментов модернизации было увеличение дальности полета. Другие требования заключались в упрощении эксплуатации, сокращении наземной бригады и сопутствующего вспомогательного оборудования. Опытный образец совершил свой первый полет в 1987 году. Некоторые источники сообщают, что производство этого беспилотника началось в 1994 году. Этот беспилотник также производился на Кумертауском авиационном заводе. Базовая конструкция Ту-143 осталась без изменений. Он имеет слегка растянутый фюзеляж для увеличения запаса топлива. В нем используется тот же двигатель ТР3-117, но в форсированном виде. Теперь он развивает 6,28 кН. Дальность полета этого беспилотника почти в два раза больше, чем у Ту-143. Дальность разведки также значительно увеличилась. Ту-243 оснащен новыми системами навигации и управления полетом. На нем установлена ​​панорамная аэрофотокамера более высокого разрешения, а также телекамера с передачей данных в режиме реального времени по радиоканалу. Существовал вариант этого беспилотника, оснащенный панорамной аэрофотокамерой и инфракрасной системой разведки. Этот вариант мог работать ночью. Беспилотник был оснащен маркерным маяком. Стало проще найти готовое в случае аварийной посадки в незапланированном месте. На нем установлена ​​панорамная аэрофотокамера более высокого разрешения, а также телекамера с передачей данных в режиме реального времени по радиоканалу. Существовал вариант этого беспилотника, оснащенный панорамной аэрофотокамерой и инфракрасной системой разведки. Этот вариант мог работать ночью. Беспилотник был оснащен маркерным маяком. Стало проще найти готовое в случае аварийной посадки в незапланированном месте. На нем установлена ​​панорамная аэрофотокамера более высокого разрешения, а также телекамера с передачей данных в режиме реального времени по радиоканалу. Существовал вариант этого беспилотника, оснащенный панорамной аэрофотокамерой и инфракрасной системой разведки. Этот вариант мог работать ночью. Беспилотник был оснащен маркерным маяком. Стало проще найти готовое в случае аварийной посадки в незапланированном месте.

   Ту-300 «Коршун» — разведывательно-ударный беспилотник. Он имел те же очертания, что и Ту-143 и Ту-243, но был оснащен новыми носовыми датчиками и электронными системами. Он мог нести разведывательные датчики или, в качестве альтернативы, взрывные боеприпасы. Так что его можно было использовать как дрон-самоубийцу. Первый полет он совершил в 1991 году. Ту-300 был представлен в 1995 году. Однако в конце 1990-х годов разработка была остановлена ​​из-за проблем с финансированием. Некоторые источники сообщают, что разработка была возобновлена ​​в 2007 году, хотя боевые беспилотники Ту-300 так и не появились.