Сухой Су-34 (западное отчетное название Fullback) был разработан в первую очередь для ударной/атакующей роли, чтобы заменить Су-24. Это производная от Су-27 Фланкер , которую легко отличить по расположенной бок о бок кабине и «утконосу» носовой части.
Этот самолет впервые поднялся в воздух в 1990 году и первоначально имел обозначение Су-27ИБ. В 1995 году был показан предсерийный самолет, получивший обозначение Су-32. Разработка шла медленно из-за ограниченного финансирования. До 2004 года для испытаний и оценки было построено 8 предсерийных самолетов. Пару лет назад ВВС России приняли для этого самолета обозначение Су-34. Су-34 официально поступил на вооружение ВВС России в 2014 году. По состоянию на 2015 год ВВС России эксплуатируют 76 таких штурмовиков. Было заявлено, что всего России требуется 200 интердикторов нового типа. Су-34 также предлагается экспортным заказчикам, однако до настоящего времени заказов на него не поступало. Продолжаются программы модернизации уцелевших российских Су-24 с целью продления срока их службы.
Конструкция Су-34 Fullback сохраняет базовую компоновку Су-27, конструкцию планера, двигателей, большей части конструкции крыла, хвостового оперения и значительной части бортового оборудования. Он также использует утки Су-30для улучшения маневренности. Самолет имеет совершенно новую носовую часть и носовую часть фюзеляжа с кабиной. Преимущество параллельной кабины состоит в том, что для каждого пилота не требуются дублирующие инструменты. Это также более удобно в более длительных миссиях. На Су-34 современная стеклянная кабина с цветными многофункциональными дисплеями. В носовой части Fullback находится усовершенствованный многорежимный радар с фазированной антенной решеткой, способный отслеживать рельеф местности. Кабина и некоторые другие важные узлы и системы бронированы. Самолет оснащен комплексным электронным оборудованием противодействия.
Этот истребитель вооружен 30-мм пушкой ГШ-301 с боезапасом 180 снарядов. Самолет имеет 10 подкрыльевых и подфюзеляжных узлов подвески для широкого спектра вооружений, включая ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность", противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, управляемые или свободнопадающие бомбы. Су-34 обычно несет 4000 кг вооружения, однако максимальная грузоподъемность составляет 8000 кг. Основное оружие класса «воздух-воздух» — ракета Р-77 (АА-12). Две ракеты малой дальности Р-73 (AA-11 или Archer) класса "воздух-воздух" обычно размещаются на законцовках крыла. Су-34 имеет радар, обращенный назад, и может запускать ракеты класса «воздух-воздух» по преследующим самолетам противника.
Для ударных целей упор делается на оружие дальнего действия, такое как Х-55 , Х-59 , Х-59М, Х-25, Х-29 ракеты класса "воздух-поверхность", Х-31, Х-35 , Х. -41 "Москит", противокорабельные ракеты П-800 "Оникс" , противорадиолокационные ракеты Х-58.
К управляемым бомбам относятся КАБ-500 и КАБ-1500. Самолеты также могут нести блоки радиоэлектронной борьбы или разведки. Емкость внутреннего топливного бака была увеличена, и теперь можно нести три внешних топливных бака. Самолет также имеет возможность дозаправки в полете, что позволяет выполнять миссии продолжительностью до 10 часов.
Этот самолет также предлагается для ВВС России для использования в качестве тяжелого перехватчика, разведчика, радиоэлектронной борьбы и ПВО подавления.
Цена одного Су-34 составляет около 36 миллионов долларов.
Варианты
Су-34ФН, предложенный дальний наземный морской ударный и противолодочный самолет;
Су-34МФ, многоцелевой истребитель-бомбардировщик.
Су-34М — модернизированная версия. Эта модель предназначалась для разведки и подавления ПВО. Это было продемонстрировано с помощью разведывательного модуля «Сыч». Су-34М может заменить на вооружении России устаревающие разведывательные самолеты Су-24МР. Минобороны России заказало первую партию из восьми модернизированных самолетов Су-34М. Первые 4 модернизированных самолета были доставлены в 2021 году. Еще 4 последовали в 2022 году. Эти бомбардировщики участвовали в боевых действиях на Украине