Вооружение

Подводная лодка класса Тайфун 941 Акула

Поделиться:

Лодки проекта 941 «Акула», известные на Западе как класс «Тайфун», являются крупнейшими подводными судами из когда-либо построенных. Западное название стало настолько популярным, что даже русские относят эти лодки к классу «Тайфун». Эти подводные лодки имеют конструкцию с двойным корпусом, состоящую из двух отдельных прочных корпусов, соединенных одним внешним покрытием для обеспечения повышенной защиты от противолодочного оружия.

   Этот класс был построен специально для операций с Советским Северным флотом в арктических льдах. Усиленный парус, развитое кормовое оперение с горизонтальным гидрорулем, установленным за винтами, и убирающиеся носовые гидрорули позволяют подводной лодке легко преодолевать участки тонкого льда в пределах арктического шельфового ледника. Подо льдом эти лодки гораздо труднее отслеживать и атаковать.

   Первая установка была заложена в 1976 г. в Северодвинске и введена в эксплуатацию в 1980 г., а в 1981 г. вступила в строй. -20 Осетр), началось в 1973 году. Всего в период с 1981 по 1989 год было введено в строй 6 кораблей класса «Тайфун», которые вошли в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок на Западном театре Северного флота и базировались в Нерпиче. Строительство 7-го судна началось в 1986 году, но так и не было завершено. В конце концов, в 1990 году эта седьмая недостроенная подводная лодка была списана.

   Р-39 позволяла подводной лодке вести огонь из-за Полярного круга и при этом поражать цель в любой точке континентальной части США. Одна ракета могла нести до 10 боеголовок. Каждая подводная лодка несла по 20 таких межконтинентальных баллистических ракет.

   Изначально планировалось, что «Тайфуны» будут оснащены улучшенными баллистическими ракетами Р-39М «Гром» (западное отчетное название SS-N-28). Однако эти усовершенствованные ракеты имели ряд последовательных неудач при испытаниях, и их разработка в конечном итоге была остановлена.

   Три лодки класса «Тайфун» были выведены из эксплуатации в период с 1996 по 1998 год. Эти подводные лодки были списаны в период с 2005 по 2009 год.

   В 2002 году только две лодки оставались в строю для испытаний Р-39М «Гром» или новых баллистических ракет подводных лодок «Булава» , что противоречит Программе совместного уменьшения угрозы.

   В 2003 году «Дмитрий Донской» был переоборудован в испытательную платформу для размещения новых ракет «Булава». Установлена ​​одна пусковая установка нового ракетного комплекса. Эта подводная лодка провела ряд испытаний. В 2005 году он успешно запустил ракету «Булава» из подводного положения на ходу.

   Катера «Северсталь» и «Архангельск» находились в резерве с 2004 и 2006 годов соответственно. Основных причин тому было две - отсутствие баллистических ракет для этих подводных лодок и проблемы с финансированием. К тому времени производство ракет Р-39 было остановлено, а существующие ракеты постепенно уничтожались в связи с договорами СНВ-1 и СНВ-2 о сокращении ядерных вооружений. Ракета Р-39 была официально снята с вооружения в 2004 году. Так что ракет для своих катеров класса "Тайфун" у России не было. Кроме того, содержание одной подводной лодки класса «Тайфун» стоит почти в два раза больше по сравнению с меньшей, но почти столь же мощной подводной лодкой класса «Дельта IV» или новой подводной лодкой класса «Борей» .подводная лодка. ВМФ России планировал восстановить и переоборудовать новыми ракетами подводные лодки «Северсталь» и «Архангельск» и вернуть их в строй, однако это не удалось сделать из-за проблем с финансированием. Стоимость восстановления одного катера класса «Тайфун» была сопоставима с постройкой двух новых катеров с баллистическими ракетами класса «Борей». Так «Северсталь» и «Архангельск» бездействовали более 10 лет. В 2013 году было объявлено, что эти две лодки будут списаны и отправлены на слом в 2018-2020 годах. В 2017-2018 годах началась утилизация этих двух лодок.

   К 2018 году в строю осталась только одна лодка — «Дмитрий Донской». Однако его статус был неясен. Эта лодка уже значительно превысила свой плановый срок службы в 25 лет. Планировалось, что он останется на вооружении до 2019 года в качестве платформы для испытаний нового оружия и гидролокаторов. В течение нескольких лет статус лодки «Дмиты Донской» оставался неясным. В 2019 году планировалось списать лодку и сдать ее на слом. В 2021 году сообщалось, что лодка бездействует. В 2022 году было объявлено, что лодка выведена из эксплуатации и будет отправлена ​​на слом. Это была последняя уцелевшая лодка класса «Тайфун». Катера класса «Тайфун» были заменены новыми подводными лодками класса «Борей» .