Это было 9 июля 1961 года. День советских ВВС.
Зрители с трепетом наблюдали, как совершенно новый сверхзвуковой бомбардировщик пролетел над толпой в сопровождении двух МиГ-21. Изящный дизайн, оснащенный 4 двигателями и развивающий максимальную скорость до 2 Махов, был зрелищем, которое нельзя было не заметить.
Это был первый раз, когда новый самолет был представлен публике, но западные военные аналитики годами спорили о том, как Советам удалось создать бомбардировщик нового поколения с ядерной силовой установкой.
Но история бюро и проекта нового самолета была намного сложнее, чем то, что видно на поверхности.
Это история амбиций, изобретательности и политики, но больше всего - история одного из самых красивых самолетов, когда-либо созданных.
Баундер М-50 Мясищева.
Холодная война была одним из самых увлекательных и интересных периодов в истории военной авиации. Запад и Советский Союз постоянно пытались выяснить, кто чем занимается, и старались превзойти друг друга, когда другая сторона вывела новый самолет. Естественно, не каждая разработанная машина будет работать хорошо. На этом пути было много оплошностей, и их было немало в Советском Союзе.
Bounder должен был стать первым советским сверхзвуковым бомбардировщиком. Советскому Союзу был нужен самолет, который мог бы летать быстрее и нести более тяжелые грузы, чем Boeing B-52, а также грядущий стратегический бомбардировщик следующего поколения, разрабатываемый Соединенными Штатами. Это, конечно же , привело к провалу XB-70 Valkyrie . Таким образом, перед КБ Мясищева была поставлена задача создать новый самолет, оснащенный двумя ТРД Добрынина ВД-7 без форсажа и двумя форсажными двигателями ВД-7Ф, с большим треугольным крылом, тонким фюзеляжем и стреловидным хвостовым оперением. Двигатели были необычно установлены в гондолах внутри и на законцовках крыла. Это привело к невероятно необычному дизайну. И один из самых ярких за весь период холодной войны.
Самолет впервые поднялся в воздух в октябре 1959 года.
Впервые М-50 был представлен публике во время пролета в честь Дня советской авиации в 1961 году, а также был замечен на Западе. И хотя поначалу это выглядело устрашающе и поразительно, Запад был весьма озадачен. Аэродинамически самолет выглядел немного несоответствующим. Огромные двигатели не имели впускных центропланов, необходимых для сверхзвукового полета. Кроме того, его форма игнорировала основные аэродинамические принципы, такие как прямая кромка крыла, расположение двигателя и отсутствие сужения фюзеляжа.
Хотя М-50 был фактически завершен, он также был отменен, поскольку Советский Союз отказался от всего проекта сверхзвукового бомбардировщика. М-50 также оказался не очень удобным в управлении, и от двух его пилотов требовалось много навыков, чтобы управлять этим самолетом. Вскоре Советский Союз переключил внимание на межконтинентальные баллистические ракеты и сосредоточился на модернизации своего парка турбовинтовых бомбардировщиков Туполев Ту-95 «Медведь» . М-50, безусловно, был впечатляющим самолетом, но его провал был еще более драматичным. И это означало, что Запад мог вздохнуть спокойно, зная, что у них есть преимущество, когда дело доходит до бомбардировщиков дальнего действия. Примечательно, что тот М-50, который построил Мясищев, до сих пор у нас хранится в подмосковном музее Монино.